X
<
>
210113-1-00-tofalarsky-reserve-long

Коллектив заказника «Тофаларский». Кадры решают всё!

«… из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры. Надо понять, что при наших нынешних условиях «кадры решают все».

«Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в армии, наша страна будет непобедима».

И.В. Сталин. Из обращения к выпускникам Академии РККА 4 мая 1935 года

Не тот твой друг,

кто за столом с тобою пьёт,

А кто в несчастии любом

на выручку придёт.

Кто руку твёрдую подаст,

избавит от тревог.

И даже вида не подаст,

что он тебе помог.

Омар Хайям

Слава Богу, у нас есть осмысленная жизнь, посвящённая благородной цели – сбережению девственного уголка планеты, расположенного в одном из лучших для жизни и красивейших на земле мест – в стране Тофаларии. Те, кто разделяет такой взгляд, остаются работать, несмотря на низкие, в сравнении с нагрузкой, зарплаты. Кто не разделяет, рано или поздно уходят, несмотря на какие-никакие зарплаты.
В наше время собрать коллектив единомышленников – задача сложная. Иногда, чтобы побороть отчаяние, нужно сойти с тропы, подняться на ближайший холм, сесть под вековой кедр и посмотреть на уже пройденный путь. И, возможно, ты увидишь, что сделано немало. Это придаст сил. Этим я и занимаюсь сейчас, сидя на берегу Агульского озера и глядя на окрестные горы. Мои вчера ушли на Медвежье менять вахту. А я остался на идеально выкошенном и прибранном кордоне доделывать работу. Сознание того, что благодаря нашему коллективу твари, населяющие горы и воду, чувствуют себя в безопасности, а я пишу, что заказник обеспечен круглогодичной охраной, даёт мне удовлетворение, как после написания хорошего стихотворения.
Что за люди обеспечивают эту охрану? В каждом из них есть уникальность. Итак, гостей вперёд:

Александр Михайлович Каянкин

Изо всех государственных инспекторов, помогавших Тофаларскому заказнику в охране его труднодоступной территории, Саша Каянкин, по моему мнению, – самый профессиональный, последовательный и непримиримый практик. В нём есть моральный стержень, который редко встречается в современных людях.
Каянкин Александр
Александр Каянкин около переходной избушки в бассейне р. Большой Агул
Три года назад Саша провёл успешную операцию по задержанию снегоходчиков-экстремалов на Медвежьем озере, которые, пользуясь мобильностью и мощностью горных снегоходов и сложностями охраны столь удалённого места, не первый раз нарушили границы заказника. Люди это были, как выяснилось, «не простые». Обеспеченные, с высоким социальным статусом и претензиями на вседозволенность.
Тем не менее протоколы на них были составлены. Оружие изъято. Участники произошедшего независимо друг от друга рассказали мне, что Каянкин, не повышая голоса, выпустил из них «боевой дух». Они подписали документы и оплатили штраф без лишних слов, что в случае с подобными им нарушителями – редкость.
Я с Сашей Каянкиным, воспитанником факультета охотоведения ИСХИ, знаком 20 лет – с начала совместной работы в «Иркутскоблохот- управлении». Поэтому, когда волонтёр заказника в разговоре о Каянкине сказал мне «он ведь ваш ученик», у меня не хватило духу возразить, что это не так. Или не совсем так. Вот как я ценю Александра Михайловича Каянкина!
Дмитрий Погребняк и Михаил Трусов
Дмитрий Погребняк и Михаил Трусов на кордоне (оз. Медвежье)

Дмитрий Погребняк

Наш «спецназ» из Иркутска.
Приезжает в третий раз для усиления и обмена опытом.
И зимой, и летом.
Полюбился всем.
Самостоятелен.
Имеет всё своё.
От здоровья до наручников и рассудительной храбрости.
Неделю назад в одиночку вне территории заказника догнал для профилактической беседы нескольких «околокриминальных элементов» из Канска и внушил им дать обещание не пытаться проникнуть в заказник.
Кто думает, что это легко, – может приехать и продемонстрировать.

ТЕПЕРЬ – О ДЕВУШКАХ

Светлана Доненко
Светлана Михайловна Доненко

Светлана Михайловна Доненко («всехняя мама»)

Наделена природной симпатией, которая подчёркивает деловые качества.
Это единственный сотрудник из коллектива заказника, обитающий в конторе ФГБУ и аккумулирующий весь комплекс проблем Тофаларского заказника.
Отзывчива и пунктуальна, всегда напомнит-подскажет-узнает-уточнит-соединит.
Уже много лет никто из коллектива не представляет работы без участия Светланы Михайловны.
Юлия Корчагина
Юлия Андреевна Корчагина

Юля из Курагино (Юлия Андреевна Корчагина)

Много уж лет тому, по осени звонит девушка: «Владимир Захарович, хочу увидеть Агульское озеро». «Это невозможно», – говорю, чтобы отстала. – «Туда не добраться». «А я сама приду. Я по зимним горам хожу в одиночку». И тут мне стало интересно. Отправил её со своими на зимние учёты. Спрашиваю: «Как девушка?» А мне Саша Анашкин (о нём – позже), говорит: «Я с ней больше ходить не буду. Вы нас учили ходить удобно от избушки к избушке и погоду выбирать. А ей всё равно. Она по азимуту идёт и под кедром ночует».
Пригласил её на работу. Приехала на старом «Эскудике» с прицепом. В машине ружьё, в прицепе – снегоход, камусные лыжи и лайки. Как Юленька работает, все не нарадуются! Ладно бы нескладная, – так нет: высокая, длинноногая, сложена прекрасно. Три года назад подходит: «Я перед вами виновата, Владимир Захарович. Я беременна. Раньше никак, а тут забеременела от мужа». – «Так радуйся! И слава заказнику».
Так что у нас теперь в коллективе есть Ваня, который конечно же будет охотоведом, войдёт в директорский корпус руководителей заповедной России и, учитывая его любовь к машинкам, обязательно защитит кандидатскую на тему «Летающие тарелки как фактор интенсификации охраны государственного природного заказника федерального значения «Тофаларский».
Валерий Федотов
Валерий Сергеевич Федотов

«Федот» (Валерий Сергеевич Федотов)

Единственный в коллективе настоящий таёжник, безнадёжно лишённый жадности добытчика.
Имеет профильное образование и многолетний опыт работы лесничим.
Прекрасно режет из дерева фигурки таёжных животных.
Принципиален с потенциальными нарушителями.
Очень разговорчив, как многие таёжники, но в этом есть и хорошее. Представьте, выехал Валерий Сергеевич в город, а у него кто-то спросил: «Как пройти туда-то?».
Если этот человек останется жив :), то больше никогда не заблудится.
Александр Михайлов
Александр Михайлов

Александр Михайлов

Замечательный деревянщик: столяр и плотник.
В связи с чем взвалил на свои подходящие для этого плечи ремонт переходных зимовий, обустройство их лавочками, столиками, изготовление прочих деревянных элементов быта и так далее.
В работе добросовестен. Скажешь ему: «Хватит, замечательно». А он: «Грубо, надо лучше».
Работает методично, с утра до вечера.
Результаты его работы радуют всех, потому что заполняют деревянной красотой и уютом наш таёжный быт.

Тофаларский заказник
Тофаларский заказник

Михаил Трусов

Как-то звонит человек и говорит: «Владимир Захарович, мне ваш номер дали в полиции. Я хотел бы у вас работать. Раньше работал на высокооплачиваемой, но низкоквалифицированной работе. А теперь поступил в университет и хочу работать с природой. В одиночку летом ходил по Саянам. Есть у вас вакансии?» Узнав рост, вес, специальность родителей, сказал, что позвоню, если будет вакансия.
Звонит через несколько дней, просит его извинить и говорит, что ему предложили работу и дали двое суток для принятия решения. И если у меня есть перспектива, то будет ждать. «А какую тебе предложили работу?» – спрашиваю. «Дьяконом в церкви». Отвечаю: «Мы тебя берём».
И уже не один год не можем нарадоваться! Учтивость в обращении с товарищами приятно контрастирует с его богатырским обликом. Как в тайге, так и на базе Михаил не гнушается никакой работы. И часто просвещает товарищей, неся им знания по своей любимой истории, которую изучает заочно на соответствующем факультете университета.
Александр Анашкин
Александр Анашкин

Александр Анашкин

Родился и вырос в глухом таёжном посёлочке на юге края.
Любовь к тайге и навыки таёжного быта унаследовал от отца, который рано ушёл из жизни.
Надеюсь, что в заказнике Саша нашёл любимую работу и желанный образ жизни.
Как таёжник, на мой взгляд, занимает второе место после Федота.
При том что все остальные делят третье.
Он в одиночку выполняет сложные маршруты, и я за него не переживаю.
За время работы Саша поступил и отучился на факультете охотоведения Иркутской сельхозакадемии, написав дипломную работу на тему «Оценка состояния и развития Тофаларского заказника».

Самые молодые члены нашего коллектива…

Мария Рукосуева и Александр Каменев
Мария Рукосуева и Александр Каменев

Саша-Маша. Это Мария Рукосуева и Александр Каменев.

Они закончили отделение охотоведения Красноярской сельхозакадемии. Саша пришёл на работу в заказник, побывав у нас на студенческой практике. Через год и Маша, получив диплом, пришла в заказник и стала украшением коллектива и всеобщей любимицей. Позитивная, рассудительная, работящая. Всегда весёлая. Своим присутствием, думаю, всем помогала переживать «тёмные времена» – в прямом и переносном смысле.
Саша и Маша образовали пару.
Я, к великой своей радости, наблюдал, как с моей подачи в их семейный обиход вошли купания в любую погоду.
Всегда добросовестнейшим образом участвуют в проведении учётных работ, подготавливая их проведение к приезду основных сил учётчиков во время своей осенне-зимней вахты.
Не всякому по силам выдержать такую вахту в самое невесёлое время (тёмное и холодное: с октября по январь). Они выдерживают!
Более того: прочли в это время Библию.
Спасибо вам, ребята!
Кордон на Агульском озере. Тофаларский заказник
В заключение своей заметки о кадрах заказника считаю необходимым ещё раз высказать мысль: на базе нашего ФГБУ и Иркутской сельхозакадемии, в частности её факультета охотоведения, необходимо создание специального курса, который бы готовил государственных инспекторов для федеральных особо охраняемых природных территорий (ООПТ), с реанимацией советской практики по распределению, исходя из запросов дирекций ООПТ и пожеланий студентов. Это внесло бы порядок в процесс подготовки и подняло бы престиж профессии.
Владимир Богатырь
Владимир Богатырь
И самые распоследние слова: кому-то достаточно на даче походить босиком или покормить белок в парке. Но это всё не то! Я верю, что в стране нашей есть люди, которые жизни своей не мыслят вне настоящей дикой природы и понимают ясно, что теперь на планете существуют только два способа удовлетворить подобную любовь: либо стать олигархом и приобрести в собственность кусочек дикой природы, либо стать профессионалом заповедного дела, получив от государства полномочия для жизни и работы в небывало сложных и прекрасных местах, которых всё меньше и меньше.
Первый вопрос, который я задаю претендентам для вливания в нашу артель-семью – «А приходилось ли тебе раньше в одиночку зимовать в тайге?». Как правило, на этом разговоры заканчиваются. Но я верю, что такие люди есть. И мы вас ждём!

Богатырь Владимир Захарович,
заместитель директора, руководитель Тофаларского заказника,
заслуженный работник заповедного дела,
почётный работник охраны природы РФ,
член союза писателей России
Фото автора

WordPress Themes