191022-1-00-baikal

В Прибайкальском нацпарке впервые с 1986 года официально установят границы. Что это значит?

Дирекция «Заповедного Прибайкалья» намерена расширить границы Прибайкальского нацпарка.

Дирекция «Заповедного Прибайкалья» намерена расширить границы Прибайкальского нацпарка и поставить земли на кадастровый учет. Как изменения отразятся на работе заповедника, местных жителях и туристах, рассказал руководитель учреждения Умар Рамазанов.

Что поменяется?

На сегодняшний день в нацпарке происходят серьезные изменения границ. Заповедник создали в 1986 году, в него вошли земельные участки хозяйственного назначения, в том числе и 73 населенных пункта. Однако территорию до сих пор не поставили на кадастровый учет. Мы планируем это исправить.
Хотим расширить границы на 15 тысяч гектаров. Присоединим километровую зону в северной части Ольхона, это связано с охранными мероприятиями. На участке 9 тысяч гектаров находятся только скалы и степи, населенных пунктов на новых землях нет. В планах — включить территорию Дабатской дачи в Иркутском районе, это около 3 тысяч гектаров. Такой же по площади участок запланирован в Шелеховском районе.
Проект изменения границ 2 октября прошел общественные обсуждения. «Заповедное Прибайкалье» очертило в документе внешние границы нацпарка. Следом правительство должно выпустить постановление с указанием всех включенных участков.

Исключат ли населенные пункты из состава нацпарка?

Населенные пункты включили в границы заповедника в момент создания парка. На сегодняшний день процедуры исключения каких-либо участков из границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения не существует.
Исключить населенные пункты из нацпарка можно будет в том случае, если законодатель внесет изменения в ряд документов. Тогда через экологическую экспертизу возможно будет признать участок не природоценным и исключить из состава заповедника.
Но нужно учитывать, что 80% населенных пунктов с трех-четырех сторон граничат с ООПТ. Если мы исключим, например, Онгурен, то местные жители будут как в резервации: не смогут без разрешения заниматься выпасом скота, собирать дикоросы, проезжать на транспорте. К тому же разрешение станет для них платным.
Проблемой занимаются в Минприроды России. Рассматривают возможность предоставлять земельные участки гражданам в аренду или в собственность. Ведомство направило эти предложения в Правительство, где создана специальная комиссия при заместителе председателя.

Изменится ли стоимость посещения парка для туристов?

В августе мы повысили цены на северные маршруты до 300 рублей. Это связано с работой регионального оператора по вывозу мусора, установкой биотуалетов. Сейчас мы пересматриваем решение, чтобы для жителей Иркутской области стоимость составляла 100 рублей, для россиян 200 рублей, для иностранных граждан 300 рублей.
Вырученные средства направляем на противопожарные мероприятия, оплату контрактов по тушению пожаров, ремонт участков дороги на мысе Хобой, выплату зарплат государственным инспекторам, обустройство старых визит-центров. На других территориях стоимость посещения увеличивать не планируем.
«Заповедное Прибайкалье» готовится к кластерной системе развития территорий. Мы планируем создать для каждого кластера, например, для Большого Голоустного, инвестпрограмму и заинтересовать инвестора развивать объекты на территории. Это поможет нам пополнить внебюджетный фонд, не поднимая стоимость посещения.

Что еще поменяется в нацпарке?

В 2019 году нацпарк получил 4,5 миллиона рублей по федеральной программе «Экология». Средства пойдут на обустройство тропы «Сарайское кольцо». Это остров Ольхон, Сарайский пляж. Волонтеры обустраивали тропу на средства грантов. В этом году мы хотим достроить территорию, хотя, возможно, перенесем работы на следующий год.
В 2020 году надеемся получить финансирование по программе «Экология» на строительство плиточной дороги на Хобой. Таким способом строили северные дороги в советское время. Эта часть Ольхона входит в водоохранную зону, и, согласно Водному кодексу, любые передвижения на этой территории должны быть по твердой поверхности.
Мы подали заявку, она пока на рассмотрении, думаю, до конца года будет понимание, получим финансирование или нет. Работы хотим провести на 38 километрах, проект оцениваем в 800 миллионов рублей.
Автор публикации: Виктория Чистякова, © IRK.ru, 17 октября 2019 г.
WordPress Themes